ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
Павильоны работают с 10:00 до 19:00. Вход на события ярмарки в МВДЦ «Сибирь» свободный
10.00–19.00,
Культура
Красноярья,
Атриум,
Павильон №5
Культура Красноярья
Министерство культуры Красноярского края
Стенд министерства культуры Красноярского края — это яркие проекты культурной жизни региона, увлекательные мастер-классы, презентации и представления.
11.00–12.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Глобальное травмирование. Увлечение проработкой памяти травмированных в цифровую эпоху
Оксана Мороз, кандидат культурологии, доцент Шанинки и РАНХиГС. Креативный директор Фонда Егора Гайдара. Автор «Блога злобного культуролога»
Несмотря на то, что интернет уже давно не выглядит единым пространством, цифровые технологии формируют глобальные практики репрезентации смыслов. Их применение может на локальном уровне настраиваться по- разному. Что, впрочем, не отменяет некой "синхронности"паттернов социального и культурного поведения пользователей этих технологий. Все вышесказанное соотносится и к тому, как сетевые сервисы и их аффордансы "отрабатывают" тематику травмы как невспоминаемого воспоминания о катастрофическом прошлом.

В лекции мы поговорим о том, какие существуют типы мемориальной проработки частных, личных травм и каким образом работают цифровые арт-проекты, созданные для терапевтирования травм коллективных.
11.00–12.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК
Куратор Александр Ульверт, независимый исследователь, коллекционер фотографии, редактор издательского проекта «Сибирский исторический альманах»
Рассматривая презентации и лекции этого блока в едином комплексе как примеры работы с историческим материалом, мы увидим, каким образом в ходе реализации исторических исследовательских проектов происходит взаимодействие университета, музея, архива, частной коллекции, как источниковой базой для исследовательского проекта становятся музейные/архивные собрания и частные коллекции, письменные источники и визуальные документы.

Часть 1.
Презентация книги «Енисейск в записках М. П. Миндаровского», посвященной 400-летию г. Енисейска

Презентация уникального краеведческого издания. В 400-летний юбилей
Енисейска издательство Сибирского федерального университета и Енисейский краеведческий музей им. А.И. Кытманова представляют город таким, каким его видел Михаил Прокопьевич Миндаровский. Занимая до установления в Сибири советской власти должности в системе городского самоуправления Енисейска, а после работая в различных советских учреждениях, он стал свидетелем многих событий тех лет.

В полном объеме вводятся в научный оборот записки М. П. Миндаровского,
хранящиеся в фондах Енисейского краеведческого музея. Надеемся, что благодаря книжной публикации записок их ждет дальнейшее исследовательское освоение.

Сибирский федеральный университет, издательство Библиотечно-
издательского комплекса, Енисейский краеведческий музей им. А. И.
Кытманова
11.00–12.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Новое краеведение
Участники:
Михаил Гнедовский, кандидат исторических наук, ведущий аналитик ГАУК «МОСГОРТУР», автор курса «Культурная политика» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, член Постоянного комитета по этике ИКОМ (ETHCOM), член Президиума Российского национального комитета ИКОМ, член жюри конкурса «Лучший европейский музей года» (EMYA);
Мария Шубина, журналист, продюсер, руководитель музейной программы «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры;
Сергей Каменский, директор музея истории Екатеринбурга

Модератор Александр Гаврилов, литературный критик, редактор, журналист, телеведущий, сооснователь электронной издательской системы Ridero.

Какие темы, события, задачи может и должен считать своими локальный
музей. Что является областью ответственности команды музеев?
Каковы новые способы музеев работы с аудиторией? Музей как активист
12.00–13.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Активация памяти
Линор Горалик, поэт, прозаик, художник. Окончила Беэр-Шевский университет в Израиле по специальности Computer Science, работает маркетинговым консультантом. Автор трех романов: «Нет», в соавторстве с Сергеем Кузнецовым, «Половина неба», в соавторстве со Станиславом Львовским, «Все, способные дышать дыхание», нескольких сборников короткой прозы и поэзии, комиксов «Заяц ПЦ и его воображаемые друзья», нескольких книг – переводов с иврита и английского. Постоянный автор «Теории моды», «Нового литературного обозрения», газеты «Ведомости» и других изданий;
Михаил Мельничеко, автор и руководитель проекта «Прожито», директор Фонда развития гуманитарных исследований «Прожито» и центра изучения эгодокументов «Прожито» Европейского университета (СПб), автор монографии «Советский анекдот: Указатель сюжетов» (М.: НЛО, 2014. 1109 с.) и ряда публикаций по советской истории и фольклору);
Анна Немзер, шеф-редактор и ведущая телеканала «Дождь», соавтор проекта «Музей 90-х», занимается изучением исторической памяти и стирания границ между историей и политикой

Модератор Мария Шубина, журналист, продюсер, руководитель музейной программы «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры

Существует интеллектуальный договор: воспоминания, память играют
важнейшую роль в гуманизации истории. Но как работать с
воспоминаниями? Можно ли считать воспоминания достаточно легитимным
источником исторического знания? Как работает банк историй из прошлого,
рассказанных простыми людьми?
12.00–13.00
Новая сцена
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК. Часть 2.

Куратор программы Александр Ульверт

Презентация книги Йонаса Лида «Сибирская Арктика. Исследование и развитие Карскогоморского пути»
Автор книги - Йонас Лид, норвежский международный коммерсант, генеральный консул Норвегии по Сибири, почётный потомственный гражданин Российской империи и гражданин СССР. Жизнь Лида порой напоминала авантюрный роман.

Вместе со знаменитым полярником Фритьофом Нансеном он путешествовал по Сибири, исследуя возможности открытия торгового пути из Западной Европы через Карское море. В современной исторической науке происходит ревизия многих
несправедливых оценок, данных деятелям, которые внесли значительный
вклад в развитие международного сотрудничества. Йонас Лид, безусловно,
входил в когорту таких людей, и логичным шагом в освещении его деятельности является издание на русском языке с подробными комментариями истории его детища – «Сибирской компании». Именно в деятельности, связанной с этой компанией, раскрывается сущность Йонаса Лида как общественного деятеля, коммерсанта и личности.

Издательство «РАСТР», Красноярск.
12.00–13.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Говорящие и горюющие города: что такое городская антропология?
Александра Архипова, кандидат филологических наук (РГГУ, 2003). Доцент Центра типологии и семиотики РГГУ. Старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ (ЛТФ ШАГИ ИОН РАНХиГС). Старший научный сотрудник Московской высшей школы экономических и социальных наук (Шанинка)
Что интереснее всего жителям города? Как живется жителям города, конечно. Городские антропологи изучают именно это - как живут и развиваются городские сообщества, и какими способами они о себе заявляют. И этому посвящен новый журнал "Фольклор и антропология города". Во время беседы о городской антропологии мы обсудим, как складывается память города, и зачем в Нижнем Новгороде, Рязани, Москве возникают проекты (и карты) "Историческая память горожан" и нужен ли такой проект Красноярску. Но города не только помнят, но и активно горюют: и мы вспомним, как возникали стихийные мемориалы в память о страшной трагедии в Кемерово, и обсудим, о чем они на самом деле говорили.
13.00–14.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
«Собирая осколки: как помочь историкам сохранять прошлое более объемным»
Михаил Мельниченко, автор и руководитель проекта «Прожито», директор Фонда развития гуманитарных исследований «Прожито» и центра изучения эгодокументов «Прожито» Европейского университета (СПб), автор монографии «Советский анекдот: Указатель сюжетов» (М.: НЛО, 2014. 1109 с.) и ряда публикаций по советской истории и фольклору;
Артем Кравченко, сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), старший преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), старший преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

Модератор Анна Немзер,
шеф-редактор и ведущая телеканала «Дождь», соавтор проекта «Музей 90-х», занимается изучением исторической памяти и стирания границ между историей и политикой.
Пытаться разобраться в прошлом возможно, лишь опираясь на источники – те следы (прежде всего – документальные), которые остались от прошлого в настоящем. Это то, из чего возможно складывать образы ушедших событий и эпох. Конечно, реконструировать прошлое, опираясь на источники, можно по-разному – более или менее убедительно, довольно отвлеченно или откровенно ангажировано. Но проблема еще и в том, что направление исследовательской мысли задается тем, что и как было задокументировано, а после сохранялось в архивах.

Архивы же сегодня чаще всего – организации, действующие как бюрократические учреждения, а значит, ощутимо зависимые от политического и инфраструктурного порядка. Они тяготеют к делопроизводственным документам, а то, что связано с частной жизнью, интересует их часто по остаточному принципу. Отсюда вырисовывается не только комплекс исследовательских проблем, но и животрепещущий вопрос о том, что сейчас можно сделать для того, чтобы сохранить еще не потерянные следы уходящего и, благодаря этому, позволить быть образам прошлого более объемными и сложными. Попытка системно сохранять документы, мало востребованные существующей архивной системой, и работа с устной историей – очевидные пути для расширения поля источников о прошлом. Но как именно этим заниматься? А главное – какие новые вызовы возникают при попытки фиксации массивов следов "другого" прошлого?

Об этом пойдет речь в беседе с Михаилом Мельниченко (Центр исследования эгодокументов «Прожито» ЕУ СПб) и Артемом Кравченко (ИЭА РАН, МВШСЭН (Шанинка)), соавтором проекта «После бунта».
13.00–14.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК. Часть 3.

Куратор программы Александр Ульверт «Форпост Игарка в фотографиях 1930–1940-х годов».

Альбом как постфактум выставочного проекта «Игарка. Модель для
сборки»
Издание представляет уникальную коллекцию фотографий Игарки из фондов Красноярского краевого краеведческого музея и личных архивов авторов книги «Мы из Игарки».

Авторами снимков первых двух частей альбома являются Степан Осипович Малобицкий, в то время штатный сотрудник газеты «Большевик Заполярья» и фотокорреспондент «Красноярского рабочего», и Иван Иванович Балуев, вначале фотограф краеведческого музея, участник этнографической экспедиции под руководством выдающегося учёного Б.О. Долгих, позднее корреспондент различных краевых периодических изданий.

Третья часть альбома собрана из личных архивов авторов книги «Мы из
Игарки». Размещённые в данном издании фотографии являются уникальным источником, воссоздающим образ города 1930-1940-х годов и его жителей, и безусловно будут интересны широкому кругу читателей.

Введение и комментарий к фотографиям составлены человеком, очень хорошо знающим город. Валентина Гапеенко жила в Игарке с раннего детства, с 1953 по 2006 год, была корреспондентом местной газеты, работала директором муниципального телевизионного канала «Игарка», помощником главы района по связям с общественностью, ведёт блог, посвященный Игарке.

Издание книги приурочено к 90-летию Игарки, первого советского города за
Полярным кругом.
13.00–14.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Презентация книги памяти «Убиты в Калинине, захоронены в Медном. Книга памяти польских военнопленных, содержавшихся в Осташковском лагере НКВД СССР, расстрелянных по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г.»
В трёхтомнике впервые на русском языке опубликованы биографические справки о 6295 польских узниках, содержавшихся с осени 1939 г. в Осташковском лагере НКВД для военнопленных, расстрелянных в апреле-мае 1940 г. в областном управлении НКВД в Калинине (ныне Тверь) и захороненных вблизи села Медное в 30 км от Калинина, а также весь корпус документов, доказывающих факт их расстрела и необходимых для реабилитации. Книга опубликована на средства частных жертвователей (в
результате краудфандинговой кампании на «Планете»).

Международный мемориал.
14.00–15.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Нужна ли наша история молодым?
Ирина Щербакова, историк-германист, руководитель образовательных программ Международного общества «Мемориал», член Ученого совета Мемориального комплекса «Бухенвальд», Совета по образованию Мемориального комплекса «Аушвиц».
В последние годы все интенсивнее становится вмешательство властных структур в преподавании истории, прежде всего, советского периода в школах. Очевидна тенденция, направленная на вытеснение трагических страниц советской истории и (под предлогом «избавления от комплекса вины»), к избавлению от исторической ответственности.

Откровенно провозглашается цель «создать для молодежи счастливую идентичность», в противном случае, «граждане России могут вырасти
антипатриотами». Жертвами новой мифологизации и инструментализации советского прошлого, и, главное, сталинского периода, прежде всего становятся сегодняшние школьники. Такие процессы приносят свои плоды: все данные независимых социологических опросов, проведенных в последние годы, показывают высокий «рейтинга» Сталина, на фоне других фигур российской истории. И среди тех, кто оценивает деятельность Сталина положительно, к сожалению, много молодых.
С уходом живых свидетелей сталинских репрессий, с постепенным исчезновением коллективной памяти, сегодняшних молодых фактически уже окружает пространство истории, а не живой памяти. И что отнюдь немаловажно - в процессе новой ревизии нашего прошлого книжные магазины наводнены разного рода литературой и квази-
исторической, и псевдо-популярной, в которой осуществляется явная и неявная реабилитация сталинского режима, самого Сталина, его соратников, и, прежде всего, органов госбезопасности.

Разобраться молодым читателям в этом мутном глянцевом море очень трудно. В школьной программе по истории углубленному изучению террора и политических репрессий также фактически нет места, разумеется, нет и специального пособия на эту тему: Чем станет для нынешних школьников, студенты история ХХ века: трагической историей людей, заплативших страшную цену за коммунистический эксперимент, или же историей сильной власти, государства, историей империи. Станет ли это прошлое разделять людей – и наших сограждан, и народы разных стран – и служить идеологическим обоснованием для новых конфликтов, для новой «холодной войны», для легитимации авторитарного режима? Или именно путь осмысления и «признания» ответственности за свое прошлое, каким бы оно ни было, может стать важным фактором для формирования демократических ценностей?
14.00–15.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК. Часть 4. Куратор программы Александр Ульверт «Живая история повседневности: сибирские горожане в 1960-е годы»
Светлана Рафикова, доктор исторических наук, профессор СибГУ имени М. Ф. Решетнева, директор Центра живой истории Музей СибГТУ
Книга представляет собой исследование повседневной жизни сибирских горожан, проведенное с позиций авторской концепции живой истории. История повседневности в наибольшей степени позволяет, раздвинув познавательные рамки, объединить в едином фокусе макроуровень исторических процессов ("большую историю", "историю сверху"), конкретный событийный ряд и реальную жизнь людей ("локальную историю", "микроисторию", "биографическую историю" ). Изучение сравнительно недавнего прошлого дает исследователю уникальную возможность обратиться напрямую к носителям исторической памяти.

Воспоминания сибиряков, фото из семейных альбомов, плакаты, фильмы, эстрада, мода, анекдоты, частушки и т.п. – это ценнейшие исторические источники, питающие живую историю.
14.00–15.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Презентация книги А. П. Борисовой «Забытый полк. Енисейские сибиряки в Первой мировой войне 1914–1918 гг.»
Данное издание посвящено 100-летию окончания Первой мировой войны, адресовано всем, кто интересуется историей Приенисейской Сибири, это издание поможет не только восстановить историческую память о героях- сибиряках, но и послужит уникальным поводом к духовному объединению нации.

Автор призывает поколение молодых быть патриотами своей земли, изучать историю России, в том числе и на примере Первой мировой войны. С пониманием относиться к её событиям, чтобы не повторялись исторические ошибки в будущем. Помнить о цене, которая была заплачена за войну, помнить о подвигах наших прадедов, дедов.

ООО Издательство «Офсет».
15.00–16.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Панельная дискуссия «Культура памяти: между прошлым и будущим»
Учтасники:
Ирина Щербакова, историк-германист, руководитель образовательных
программ Международного общества «Мемориал», член Ученого совета
Мемориального комплекса «Бухенвальд», Совета по образованию
Мемориального комплекса «Аушвиц»;
Йорг фон Билавски, историк, руководитель отдела образовательных
программ музейно-мемориального комплекса «Берлин-Хоэншёнхаузен».
Ранее занимал должность руководителя и главного редактора объединения
«Наша история. Память нации». Принимал участие в создании более 1.000
тематических и биографических интервью со свидетелями исторических
событий;
Андреас Энгверт, историк, руководитель выставочного отдела музейно-
мемориального комплекса «Берлин-Хоэншёнхаузен» и куратор его
постоянной выставочной экспозиции, а также ряда специальных
выставочных проектов.
И история, и память живут лишь потому, что ими все время кто-то занимается. Прошлое не возникает в наших знаниях само по себе и не существует вне актуального контекста. Мы используем историю как часть повседневности, как основу для действий в настоящем – и в этом проявляется культура памяти. Возникший в 1990-х годах термин «культура памяти» выступает маркером идентичности общности, ведь, по сути, мы – это то, что мы про себя помним.

В традиционной модели культуры памяти история становится музейным
экспонатом и к ней обращаются лишь по случаю очередной годовщины или
школьной экскурсии в рамках «урока памяти». Но достаточно ли просто
накапливать память? Как история определяет настоящее или будущее и
что это означает для тех, кто только-только начинает знакомиться с
событиями прошлого?

В продолжение лекции «Зачем молодым наша история?» Ирина Щербакова
из Международного общества «Мемориал» и сотрудники музейно- мемориального комплекса «Берлин-Хоэншёнхаузен» Йорг фон Билавски и Андреас Энгверт обсудят, какой может быть развитая культура памяти и как повысить уровень исторической грамотности современной молодежи.

Модератором беседы выступит Галина Козлова, социолог, политолог, координатор региональных программ фонда Фридриха Науманна.

Мероприятие организовано Гёте-Институтом в Новосибирске в сотрудничестве с Международным обществом «Мемориал» и является публичным спецсобытием семинара «Локальная история в музее» в рамках профессиональной программы КРЯКК.
15.00–16.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК. Часть 5. Куратор программы Александр Ульверт

Презентация книги «Красноярский архитектор Леонид Чернышев»
Илья Куклинский, заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея
Книга посвящена выдающемуся красноярскому архитектору Леониду Александровичу Чернышеву (1875–1932), по проектам которого построены
здания в Красноярске, Енисейске и других населенных пунктах Красноярского края и Сибири. Долгое время имя архитектора находилось в забвении и до настоящего времени не было издано ни одного монографического труда, освещающего его жизнь и творчество.

Предлагаемая книга раскрывает различные грани личности Л.А. Чернышева: архитектурное проектирование, увлечение фотографией. Книга богато иллюстрирована материалами из фондов Красноярского краевого краеведческого музея и Государственного архива Красноярского края.
15.00–16.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Презентация романа Лукаса Линдера «Последний в своем роде»
Лукас Линдер родился в 1984 году в кантоне Цюрих, изучал германистику и философию в Базеле. Он – автор нескольких пьес, удостоенных театральных премий. Например, Премии Клейста и Приза зрительских симпатий на Рынке пьес в Гейдельберге. «Последний в своем роде» – первый роман Линдера. Во встрече примет участие переводчица книги АлександраЛогинова.
«Последний в своем роде» – это история аристократической семьи, осевшей в Берне в начале XXI века, чьи лучшие времена уже позади. Отец главного героя – чудаковатый владелец предприятия по производству вымпелов, мать – осаждаемая ухажерами гранд-дама, а некогда так же отбивавшаяся от поклонников бабушка теперь зла на весь мир, брат попросту гениален. Наконец, сам главный герой по имени Альфред. Не выказывая особой одаренности, он всегда готов спешить по стопам своих предков с неослабевающим энтузиазмом. Остановившись перед семейным портретом, Альфред размышляет: «Ничего особенно прекрасного в нас нет. Лишь на фоне неторопливого прошлого наши лица начинают светиться. И тут сразу понимаешь: таких надо держать в музеях, а не выпускать на волю в
необузданном XXI веке».

Однако действие романа разворачивается именно в эпоху смены культурных кодов и необозримости границ глобализированного мира. Взглянув на фамилию главного героя (фон Эрмель – игра слов с «arm», бедный, «Arm», рука, и «Ärmel», рукав, а также различными фразеологизмами), мы понимаем, что автор наделен тонким чувством юмора и не прочь разбавить суровую серьезность некоторыми карикатурными чертами. Перед нами настоящая трагикомедия, облеченная в изношенное одеяние швейцарского героического эпоса.

Модератор Святослав Городецкий

Мероприятие организовано базельским культурно- образовательным центром «Философикум» (Philosophicum.ch) при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» и Департамента культуры
кантона Базель-Штадт.

16.00–17.30,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Презентация двухтомника «Гремина и Угаров. Пьесы и тексты»

Читки отрывков пьес, режиссер Артем Терехин
16.00–17.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Программа «Краеведение» на КРЯКК. Часть 6.

Куратор программы Александр Ульверт «Коллекционирование и исследование фотографий как возможность сохранения и изучения исторического образа города»
Ян Логинов, издатель, коллекционер
На лекции будет рассказано, как изменилась архитектура, мода, транспорт за последние 100-150 лет. Будет представлена коллекция реконструкций исторических фотографий Енисейской губернии рубежа 19-20 веков.
16.00–17.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Презентация книги Алекса Капю «13 правдивых историй»
Алекс Капю родился в Нормандии. Его отец француз, а мать – швейцарка. В 1966 году он вместе с матерью переехал в швейцарский город Ольтен, где живет по сей день. Онизучал историю, философию и этнологию в Базельском университете. По окончании учебы работал журналистом и редактором. С 1994 года пишет романы, рассказы и репортажи. Реальные истории у него часто переплетаются с вымыслом. Его книги не раз удостаивались разных литературных премий. Капю любит раскапывать истории людей, стоящих на обочине всемирной истории, но сыгравших в ней немаловажную роль или ставших свидетелями чего-то необыкновенного. Именно их свидетельства, их биографии и характеры делают этих людей интересными для писателя.

Он тщательно сопоставляет скупые факты и реконструирует истории жизней.
«13 правдивых историй» найдены Капю в швейцарских архивах. Для написания этой книги он тщательно исследовал историю своих соотечественников разных веков. Капю удалось показать, что правдивые истории часто впечатляют нас гораздо сильнее вымышленных. Например, история садовника, ставшего спутником жизни персидского шаха. Или рассказ о золотых приисках под Золотурном (небольшим швейцарским городком). Или о католике Чавесе, совершившем первый перелёт над
Альпами и умершем от этого кощунства. Прелесть этих историй в том, что вымышленными они лишь кажутся.

Встречу проведет Святослав Городецкий

Мероприятие организовано в сотрудничестве с базельским культурно-образовательным центром «Философикум» (Philosophicum.ch) и Гёте-институтом в Новосибирске при поддержке Швейцарского совета по
культуре «Про Гельвеция».

17.30–19.00,
Клуб КРЯКК,
Павильон №3
Финал рэп-баттла. Награждение победителя
Создатель фристайл-мастерской Лев Киселев провел локальные рэп-баттлы в Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени, Нижнем Новгороде и Казани. Победители приехали в Красноярск, чтобы сразиться с местными фристайлерами. Сегодня станет известно, кто стал победителем.
17.00–18.00
Новая сцена
Павильон №4
«Управляя чувствами в музее: подходы и границы»
Участники:
Артем Кравченко, сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН), старший преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН), старший преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС);
Варвара Склез, научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, преподаватель
Шанинки, стажер-исследователь ИЭА РАН. Сооснователь Лаборатории
публичной истории;
Сергей Ковалевский, куратор, дизайнер, арт-директор музейного центра «Площадь Мира»;
Елена Наумова, директор НЧУК «Учемский музей», автор и куратор экспозиций «Старухи о любви»;
Надежда Пантюлина, автор и куратор путешествующих выставок «Засушенному — верить», «17 черепов и зуб, или Изменение человека во времени» и экспозиции «Как пройти в люди»; Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева, Москва;

Модератор Михаил Гнедовский.

Современные музеи все в большей степени осознают посетителей как активных участников музейных процессов. Это выражается в работе с различными аспектами восприятия посетителей, их ощущением пространства, изображения, звуков и запахов, активизацией личного опыта. В результате современный музей зачастую оказывается пространством пересечения традиционных музейных подходов и таких сфер как театр, городское и цифровое пространство. В рамках круглого стола мы
обсудим, как и почему музеи все активнее работают с чувствами посетителей. Насколько оправдана апелляция к сильным эмоциям в музее? Возможно ли управление эмоциями в музее и в чем заключаются эффекты и риски такого воздействия? Наконец, позволяют ли эти инструменты не только почувствовать, но и понять прошлое и настоящее?

Дискуссия и презентация Лаборатории публичной истории и сборника: Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. – М., НЛО, 2019.
17.00–18.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Круглый стол «Безмолвствующее большинство XX века. Судьбы советских крестьян в их воспоминаниях»
Участники:
Василий Ханевич, заведущий Мемориального музея
«Следственная тюрьма НКВД»;
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества
«Мемориал»;
Ирина Щербакова, председатель правления НИПЦ «Мемориал»

Международный мемориал
В основе разговора книга «На сердце пали все печали. Судьбы крестьян в ХХ веке. Воспоминания». Крестьяне, чьи воспоминания вошли в книгу, прожили разные жизни, только коллективизация стала для них общей бедой. Один, пройдя фронт, вернулся в деревню, двое других, пережившие кто лагерь, кто оккупацию, когда взялись за перо, давно уже были горожанами. Однако, вырванные из порушенного советской властью деревенского мира, они все равно оставались его частью.
18.00–19.00,
Новая сцена,
Павильон №4
Что говорят бабушки о локальной истории?
Опыт конкурса детского рассказа о семье в Архангельской области
Александр Гаврилов, литературный критик, редактор, журналист, телеведущий, сооснователь электронной издательской системы Ridero

Презентация проводится совместно с премией "Просветитель".
18.00–19.00,
Сцена 2,
Павильон №1
Лекция «Мечта о политике: проекты устройства постимперского пространства в России начала XX века»
Александр Семенов, профессор и руководитель департамента истории, директор Центра исторических исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики в С.-Петербурге, соредактор международного научного журнала «Ab Imperio: Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве». С 2018 года в издательстве Routledge под редакцией Александра Семенова и Рональда Суни выходит книжная научная серия, посвященная исследованию имперских трансформаций (Imperial Transformations – Russian, Soviet, and Post-Soviet History)
Является ли переход от империи к нации непреложным законом исторического развития? Можно ли считать революцию 1917 года распадом империи и может ли пролить свет на этот вопрос сравнение Российской империи с траекториями исторического развития Османской и Габсбургской империй? Какие основные видения еще не пришедшего политического грядущего выдвигались политическими силами и интеллектуалами позднеимперского общества и как мы можем оценить
историческую значимость этих политических проектов- мечтаний относительно глобальных подходов к политическому решению проблемы разнообразия?
16.00,
Музейный
центр
«Площадь
Мира»,
Красные залы,
3-й этаж
В основу спектакля «Свидетели» легли реальные документы эпохи сталинского террора: списки расстрелянных священнослужителей, письма из лагерей, заявления, доносы, протоколы допросов. Здесь нет ни
одного выдуманного слова: на каждом из них лежит печать темного, лихого времени. «Свидетели» – спектакль, где зрители сами становятся исполнителями – озвучивают тексты, документы, собранные Ниязом Игламовым специально для этой постановки.

Эскиз спектакля Семёна Серзина был показан в Казани несколько раз в коридорах подземной галереи на улице Баумана летом 2016 года в рамках III Театральной лаборатории «Город АРТ-подготовка», организованной
фондом поддержки современного искусства «Живой город» и Олегом Лоевским. Сейчас спектакль является репертуарным в Творческой лаборатории «Угол».
19.00

Дом актера
Молодёжный театральный проект «1989: 30 лет спустя».

Международный молодежный Немецкий театр

Режиссёр Ута Плате

Театральный проект «1989: 30 лет спустя» объединил 18 молодых людей из Польши, Германии и России. Спустя 30 лет после крупных политических и социальных потрясений (таких как падение Берлинской стены) молодые люди попытались осмыслить: что формирует, волнует, движет,
разделяет и связывает их, таких разных, друг с другом?

Работая в небольших группах, примеряя на себя разные позиции в сфере власти, политики, культуры и религии, наши герои попытались «сценически» поговорить о таких актуальных и сложных вопросах, как национализм,
проблемы беженцев и гражданская идентичность.

Спектакль идёт на английском языке с монологами на русском, польском и немецком / субтитры на русском.

Организатор Фонд Фридриха Науманна.
Made on
Tilda